Модель образовательного
процесса
При конструировании образовательного процесса использованы
положительные стороны комплексно-тематической
и предметно - средовой моделей построения образовательного процесса: ненавязчивая
позиция взрослого, разнообразие детской активности, свободный выбор предметного
материала.
Комплексно-тематическая
модель: основу
организации образовательных содержаний ставится тема, которая выступает как
сообщаемое знание и представляется в эмоционально-образной форме. Реализация
темы в разных видах детской деятельности ("проживание” ее ребенком) вынуждает
взрослого к выбору более свободной позиции, приближая ее к партнерской. Набор
тем определяет воспитатель и это придает систематичность всему образовательному
процессу. Модель предъявляет довольно высокие требования к общей культуре и
творческому и педагогическому потенциалу воспитателя, так как отбор тем
является сложным процессом.
Предметно-средовая
модель: содержание
образования проецируется непосредственно на предметную среду. Взрослый – организатор предметных сред, подбирает
автодидактический, развивающий материал, провоцирует пробы и фиксирует ошибки
ребенка.
Организационной
основой реализации Программы является Календарь тематических недель (событий,
проектов, игровых обучающих ситуаций и т.п.)
Определены темообразующие факторы:
— реальные события, происходящие в окружающем мире и
вызывающие интерес детей (яркие природные явления и общественные события,
праздники.)
— воображаемые события, описываемые в художественном
произведении, которое воспитатель читает детям;
— события, специально «смоделированные» воспитателем
(исходя из развивающих задач): внесение
в группу предметов, ранее неизвестных детям, с необычным эффектом или
назначением, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность
(Что это такое? Что с этим делать? Как это действует?);
— события, происходящие в жизни возрастной группы,
«заражающие» детей и приводящие к удерживающимся какое-то время интересам,
корни которых лежат, как правило, в средствах массовой коммуникации и
игрушечной индустрии (например увлечение динозаврами, и т. п.);
Все эти факторы, могут использоваться
воспитателем для гибкого проектирования целостного образовательного процесса.
При определении
структуры воспитательно-образовательного
процесса мы опирались на положения концепции Л.С. Выготского «Схема развития любого вида
деятельности такова: сначала она осуществляется в совместной деятельности со
взрослыми, затем – в совместной деятельности со сверстниками и, наконец,
становится самостоятельной деятельностью ребенка, и взгляды Д.Б. Эльконина
«Специфика дошкольного образования заключается в том, что обучение является по
сути процессом «усвоения» содержания в видах деятельности». |